О ГЛАВНОМ

Я такой же как и Вы. Был. Пять лет назад. Просто взял в руки подаренную видеокамеру и начал снимать. Вначале получалось не очень. Но радость от того, что удавалось запечатлеть какие-то новые места, а если удавалось, и события, перекрывала изъяны съемки. Некоторые из них я видел и по мере сил старался исправлять. Что-то самостоятельно, а что-то, подсматривая ответ у настоящих профессионалов.

Но для того, чтобы научиться прилично снимать самому, мало просто смотреть, как это делают другие. Необходимо разглядеть в чужом фильме его элементы: композицию кадра, монтажные стыки, чередование крупных и общих планов и так далее. И – включить свою голову, наполняя эти абстрактные поначалу термины собственным пусть и небольшим, но опытом И потихоньку соединять все это с техническими возможностями своей видеокамеры.

А если во время съемки Вы сумели открыть рот и как-то прокомментировать происходящее в кадре, считайте, что профессия у Вас в кармане. По крайней мере, большинство видеоблогеров так и считает… Но я надеюсь, что Вы, в отличие от них, понимаете, что в трёх предыдущих абзацах изложены лишь формальные основы профессии. Кстати, не пора ли нам определиться – какой именно? Отвечаю: профессии сценариста, оператора, монтажёра, звукооператора и, наконец, режиссера. Всему этому во ВГИКе (если кто забыл – Всероссийский государственный институт кинематографии) учат 5 лет. Те самые 5 лет, которые я постигал эти основы самостоятельно.

И, если Вы до сих пор читаете этот текст, а не сорвались в приемную комиссию этого уважаемого учебного заведения, предлагаю Вам пойти моим путём, но быстрее. Насколько быстрее – будет зависеть от Вас. А точнее – от Вашей головы и сердца. И от того, насколько быстро Вы сможете их перемножить с видеотехнологиями. Все эти достаточно общие слова легко укладывается в простую, но ёмкую формулу «Шесть С», которую Вы уже видели на главной странице моего канала: Смотрите кино. Снимайте Сами. Сравнивайте. Снова Снимайте…

Об авторском комментарии

Голова… Сердце… Думаю, что Вы недоверчиво усмехнулись, прочитав только что о том, насколько они необходимы в Вашем будущем фильме. А между тем, это именно так. Потому, что снять на видео, к примеру, Эйфелеву башню сможет каждый. Но то, что скажете о ней (либо в связи с ней) именно Вы, сделает Ваш фильм уникальным. Вот для этого-то и нужно голова (знания ) и сердце (эмоции ). Именно в них будет заключаться ценность Вашего фильма даже, если он пока неважно снят.

О съёмке

Свет! Это первое, о чем нужно думать при съемке. Он должен быть направлен на её объект, а не на Вас. Поэтому на природе не снимайте против солнца, а в помещении — против освещенных окон.

2. Главное, что выдает любителя – мотание камеры. Да, это может быть художественным приемом или вынужденной мерой. Но пока Вам нужно научиться контролировать движение камеры.

3. Делать это можно тремя способами: придерживая руку с камерой другой рукой, прислонившись к чему-либо неподвижному (столб, перила и т.д) или установив камеру на штатив.

4. Но изображение может двигаться не только из стороны в сторону, но и вперёд-назад. Делается это с помощью трансфокатора (зума). И тут тоже нужно помнить о контроле над скоростью – быстрый наезд-отъезд выдает любителя…

5. …как и слишком быстрые панорамы. А в случае, когда Вы снимаете крупным планом, они просто противопоказаны – быстро двигающееся изображение вызывает головокружение у зрителя.

О звуке

Прежде всего о том, как будете звучать Вы. Многое зависит от того, где расположен микрофон камеры – у объектива, сбоку или сверху.Чем ближе к источнику звука (рту) — тем лучше. Имейте это ввиду при покупке видеокамеры. Есть ещё технические фишки: чехол «мёртвая кошка» на выносной микрофон, который помогает при его задувании ветром; и микрофон «петличка», который улучшает качество звука, но выдает своим проводом снимающего при репортажной съемке.

Но помните о том, что как бы Вы не пристраивались к микрофону, он – беспристрастен и пишет все звуки подряд. В том числе, и те, которые человеческое ухо как бы «не слышит» (урчание холодильника, шум фонтана или проехавший машины и т.д.) И звучать все это может громче Вас.

О музыке

Это выразительный художественный прием. Музыка может многое, например, создавать настроение, поддерживать ритм, прибавлять выразительность Вашим комментарием и т.д. Но главное при её использовании помнить о том, что YouTube юридически бескомпромиссен и требует чёткой авторизации либо использования неавторизованных мелодий.

В первом случае Вам будет необходимо указать автора музыкального произведения, его название, а также при необходимости вступить в финансовые взаимоотношения с правообладателем. Причём, будьте осторожны: такой музыкой может оказаться мелодия, звучащая, например, из окна дома при уличной съемке. Учитывая всё это, предпочтительнее второй путь: использовать музыку, может и не такую выразительную, но со специализированных сайтов, допускающих её использования на ютубе.

О фильмах

Когда будете их смотреть, кроме методов съемки, монтажа и озвучания, обратите внимание ещё на одну деталь – дату их съемки.Она не всегда есть, но чем меньше порядковый номер фильма, тем раньше он был снят. И вот это происходящее с годами изменение качества (я надеюсь!) съемки, как и замеченные Вами мои ошибки и длинноты позволит избежать собственных ошибок и монтировать свой фильм динамичнее, чем это делал я. И главное – эти практические занятия по формуле «Шесть С» дадут вам возможность набраться киношного ума-разума не за 5 академических лет, а гораздо быстрее.

О Христофоре Колумбе

Знаете ли Вы, что в США День Колумба – официальный праздник, когда не работают даже биржи? Американцев можно понять: 12 октября 1492 года Колумб открыл Америку для их предков. Но не только этим ценен праздник – судьба Христофора Колумба, как нельзя лучше, доказывает: верь в себя и ты добьешься своей цели. Почти 20 лет мотался он по Европе в поиске денег для своей экспедиции. Но при этом набирался опыта, глядя на удачи и неудачи своих коллег-мореплавателей. Одно упустил Христофор: снять свой триумф на видео, чтобы не было потом споров – кто открыл Америку. Исправляя его ошибку, я не только назвал именем Колумба свой канал на ютубе, но и дал ему в руки видеокамеру.

Обо мне

Я – Николай Валерьевич Сивач. Родился в Новосибирске в 1951 году. В моей метрике в графе «район» указано «Ипподромный», что до сих пор вызывает у меня лёгкую оторопь – уж не на бегах ли я родился? Но в любом случае, крутых поворотов, рискованных ставок, обидных падений и прочего ипподромного азарта в моей жизни хватало.

Но укладывать все это в автобиографический формат – учился, женился, крестился — я не хочу. Да и повод для общения у нас другой – мои фильмы. И моя биография зашифрована в них – смотрите. И ещё она – в написанных мной текстах, включая тот, который Вы сейчас читаете. Но два текста я хотел бы выделить особо. Начнём с первого…

Представляясь Вам, я назвал себя по отчеству не только из-за возраста. Но и потому, что я сын своего отца, давшего мне не только отчество и фамилию, но и жизнь. А ещё – гены, которые независимо от того, хотел ли этого я, тоже поучаствовали в складывании моей жизни так, а не иначе. А это, в свою очередь, значит, что отец – пусть и очень удаленно – но тоже присутствует в моих фильмах. Читайте фрагменты статьи «Сорок дней без отца».

Второй текст формально касается моей работы. Но значит для меня гораздо больше. Он отвечает на вопрос – во имя чего я ей занимался. Но вначале – предыстория. В конце 80-х годов, когда журналисты упивались спущенной сверху гласностью, мне довелось написать материал, который, на мой взгляд, оправдал моё 10-летнее пребывания в этой профессии. Это было интервью с обречённым на смерть американцем. Читайте фрагменты из статьи «Уходя, остаюсь…»

И, наконец, ещё один способ знакомства с автором фильмов, не залезая в его биографию – ВИДЕОАРХИВ. Его кадры сохранили публичную сторону ещё одного этапа моей профессиональной жизни – лоббирования. Отсюда – и обилие моих интервью, ненужный теперь пафос которых я решил снизить их убыстренным воспроизведением и мультяшным голосом. И отсюда же — немалое количество славословий высоких начальников в мой адрес. Но уверяю Вас, непубличная часть этой работы – защита и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику – выглядела гораздо прозаичнее.

Многое ещё было в моей жизни. Но для фильма не менее важная фигура, чем автор — его продюсер.

О Наташе

Вряд ли моя жена догадывается о том, что она продюсер. Но именно она придумывает страну, куда мы отправимся, покупает билеты, заказывает гостиницу, находит телефоны экскурсоводов, во время съемки наговаривает мне на ухо текст аудиогида, а иногда поворачивает меня вместе с камерой в сторону чего-то более интересного.

Разумеется, изредка она попадает в кадр. На мой взгляд, фильм не становится от этого хуже. Он становится теплее. Для меня. И, надеюсь, для Вас. И, если Вы ещё не догадались, то она не только мой продюсер. Наташа – моя муза. Для неё пять лет назад я начал снимать домашнее видео. Ей я посвящаю теперь свои выложенные на всеобщее обозрение фильмы.

*   *   *

 

И напоследок – ещё раз О ГЛАВНОМ. Тем, кто уже овладел основами видеосъемки на моих ускоренных курсах «Шесть С» (помните? – Смотрите кино, Снимайте Сами…), хочу рекомендовать ещё два текста. И хотя касаются они давних времён моего журналистского прошлого, сегодня эти материалы могут стать хорошим учебным пособием для тех, кто уже перерос уровень домашнего видео.

В первом из текстов я рассказываю о карикатурах (?), но каждому снимающему нужно понимать, что пространство кадра складывается из тех же элементов, что и любой другой объект изобразительного искусства. И прежде всего – это композиция и перспектива. Неслучайно режиссёры большого кино, придумывая свои будущие фильмы, делают так называемую раскадровку – рисуют бессчетное количество картинок-будущих кадров. Это не значит, что Вы должны уметь рисовать как настоящий художник. Но понимать как будет устроен Ваш будущий кадр необходимо. И я это начал делать ещё тогда, рисуя карикатуры… Читайте «Кукрыникс-82».

Второй текст рассказывает о замечательном журналисте А.Е. Бовине, но само построение этого материала – а это воспоминание о встрече и интервью – являются неплохой иллюстрации к тому, как построить сценарную основу своего будущего фильма, чтобы привлечь к нему зрителя. Поверьте: сценарий – это не стопка исписанный листков, а прикинутый заранее план съемки – необходим! А уж такие литературные приёмы как кольцевая композиция или растянутая во времени интрига, которые я использовал при написании этого материала, сделают Ваш фильм неотразимым. Читайте «Подарок Бовина».